Варвара Караулова получила 4,5 года за то, что пыталась влиться в ряды террористов.
Как и полагали эксперты, приговор Московского окружного военного суда для студентки МГУ Варвары Карауловой оказался профилактически-воспитательным: за общение с вербовщиком запрещённой в России и других странах группировки ИГИЛ и попытку сбежать туда, девушка получила 4 года и шесть месяцев в колонии общего режима. Она также должна выплатить штраф в 150 тыс. рублей. Прокуратура осталась довольна приговором, а адвокаты Карауловой буквально сразу после решения суда обжаловали его в вышестоящей судебной инстанции.
Утром самый большой зал МОВС был забит под завязку родственниками Карауловой, журналистами, зеваками. С первых же минут заседания стало понятно, что пощады ей не будет. Тройка судей признала Караулову (новое имя Александра Иванова) виновной в совершении преступления по статьям "Покушение на участие в террористической организации". В основу приговора легли первоначальные признательные показания самой Карауловой о том, что она разделяет идеологию ИГИЛ. От этих показаний она впоследствии отказалась. Суд признал, что девушка сбежала из дома в Турцию, чтобы затем перейти границу с Сирией и влиться в ряды сторонников ИГИЛ.
Далее председательствовавший на процессе судья Александр Абабков несколько часов зачитывал обстоятельства уголовного дела. Суд установил, что 27 мая 2015 года студентка второго курса философского факультета МГУ Варвара Караулова ушла на занятия, но домой так и не вернулась. Как выяснилось, в этот день она вылетела в Турцию, откуда собиралась переправиться в Сирию. Через несколько дней её вместе с группой других россиян задержали местные спецслужбы на границе с Сирией. К этому времени забили тревогу её родители, которые нашли Варвару и вернули в Москву.
Даже после этого Караулова продолжала общаться с вербовщиком ИГИЛ — Владом из Красногорска, которым на самом деле оказался житель Казани Айрат Саматов. Суд установил, что студентка не оставила планов вернуться в Сирию, потому что обсуждала с вербовщиком детали повторного побега.
На заседании была оглашена переписка Карауловой со своим виртуальным возлюбленным. Согласно материалам дела, молодой человек в 2015 году отправился в Сирию воевать за ИГИЛ, куда к нему и попыталась поехать студентка.
На заседании также были заслушаны показания родителей Карауловой, её отчима, преподавателей в университете и школе, оглашены результаты экспертиз, в том числе комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в институте имени Сербского. Специалисты признали Караулову вменяемой и психически здоровой.
Сама Караулова на следствии утверждала, что её интересует не ИГИЛ, а непосредственно вербовщик, в которого она якобы влюбилась по переписке и пыталась перебраться к нему поближе и выйти за него замуж.
Суд не нашёл в деле отягчающих вину Карауловой обстоятельств. По мнению суда, в момент совершения преступления Караулова не страдала психическими заболеваниями, отдавала отчёт своим действиям и не находилась в состоянии аффекта. Смягчающими обстоятельствами стал возраст Карауловой и то, что её судят впервые.
По совокупности доказательств суд признал Караулову виновной и приговорил её к 4 годам и шести месяцам лишения свободы, которые она будет отбывать в колонии общего режима. Она также должна выплатить штраф в 150 тысяч рублей. Караулова встретила приговор спокойно, а вот её матери и бабушке стало плохо.
Суд фактически подтвердил запрос стороны гособвинения. 8 декабря в ходе прений в МОВС прокурор потребовал вынести бывшей студентке МГУ Варваре Карауловой наказание в виде 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, он попросил оштрафовать её на 150 тысяч рублей. Это было очень мягкое наказание: статья 205.5 УК РФ предусматривает от 5 до 10 лет за участие в террористической организации, а также штраф до полумиллиона рублей.
Приговор может быть обжалован в
течение десяти суток в коллегии по делам военнослужащих Верховного суда, однако
адвокаты Карауловой заявили о том, что уже сдали апелляцию в канцелярию. Судя
по всему, они были готовы к обвинительному приговору.
Эксперты считают приговор Карауловой жёстким и профилактически-воспитательным.
По словам адвоката Алексея Михальчика, суды часто назначают строгое наказание людям ради "воспитательного эффекта".
— У нас правосудие пытается достичь некоего воспитательного эффекта, чтобы другим неповадно было, — рассказал Лайфу Михальчик.
По его мнению, для самой Карауловой этот срок — слишком суровая мера. Суд должен был учесть реальную опасность действий подсудимого.
— Если брать личность Варвары Карауловой, то нужно ставить вопрос о том, так ли необходимо такое суровое наказание? Совершила ли она что-либо, что причинило вред интересам общества?, — спрашивает адвокат. — Мне кажется, что 5 лет не соответствует той степени общественной опасности, которая возникла от действий Карауловой.
После приговора Карауловой эксперты
вспоминают историю неудавшейся террористки-смертницы — Заремы Мужахоевой,
которая согласилась сотрудничать со следствием и подробно рассказала о
сообщниках. После этого были задержаны десятки боевиков и террористов. Она
надеялась, что суд учтёт то, что она добровольно отказалась от теракта и
помогла спецслужбам. Однако суд это зачёл в смягчающие обстоятельства, но вынес
беспрецедентно жёсткий приговор — 24 года лишения свободы. Тогда эксперты говорили
о показательном приговоре, чтобы другим потенциальным террористам неповадно
было.
Источник:life.ru
|