Краевым чиновникам предложено заняться увеличением региональной части бюджета, а не выжиманием федерального
Ноябрь – время, когда главный финансовый документ региона – проект бюджета Приморского края на 2017-й год – начинает обретать черты, набирать массу, оформляться в нечто плотное, осязаемое. Доходы и расходы приморской казны были представлены на заседании бюджетного комитета Законодательного собрания.
Козырем выступлений представителей администрации края стала игорная зона.
Удивительный факт: на комитетской защите проекта бюджета-2017 не присутствовал ни один вице-губернатор. На передовую была брошена директор департамента финансов Приморского края Татьяна Казанцева, крепкий боец и опытный профессионал, но без надежного вице-губернаторского заградотряда.
Главный финансист региона была краткой и обозначила основные параметры бюджета. Доходы – 70,9 миллиарда рублей. Расходы – 78,1 миллиарда. Дефицит, соответственно, 7,2 миллиарда. По сравнению с прошлым годом поступления в казну сократились на 16 процентов. Но переживать не стоит: пробел будет заполнен федеральными средствами, которые просчитать невозможно: они формируются и направляются в течение будущего года отдельными траншами. Есть и хорошие известия: собственные доходы Приморского края выросли почти на миллиард и составят немного пугающую, если бы речь шла не о деньгах, сумму в 66,6 миллиарда рублей. Наконец-то заработала игорная зона, с которой одного «рулеточного» налога собрали 130 миллионов, не считая НДФЛ, взносов и т.д. Остановившись ненадолго на нескольких моментах (вроде госдолга в 19 миллиардов рублей), главный финансист завершила доклад. Обо всем остальном рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Приморского края Дмитрий Виноградов.
Меньше зарабатывать, меньше тратить
– Что касается доходов, – недобро начал он, – то статистика Приморскстата показывает на риски достижения плановых показателей как на 2016-й, так и на 2017 год. Отклонения между прогнозируемыми и фактически достигнутыми значениями макроэкономических показателей дают возможность предполагать, что разработанный прогноз социально-экономического развития Приморского края в недостаточной степени надежен.
Расшифровывая аудиторское заключение (которому воистину достойно было назваться умозаключением), Дмитрий Виноградов остановился на нескольких моментах и задержался на них подольше предыдущего докладчика.
Например, в проекте бюджета на 2018 год (администрация Приморья вслед за коллегами из федерального правительства вернулась к практике трехлетнего планирования) заложена сумма доходов в 68,8 миллиарда. А на 2019-й – 69,4 миллиарда. То есть заметно ниже, чем сейчас. Представители «Белого дома» нарекли это отказом от неоправданного оптимизма.
Значительно уменьшатся и расходы. Так, в 2018 году планируют потратить 74 миллиарда рублей. В 2019-м – 74,3 миллиарда. Сократится дефицит, однако, пожалуй, не было и года, в течение которого значение этого параметра не растягивалось бы до предельного.
Есть ли смысл в «Хаяттах»?
От общего главный аудитор перешел к частному. Он обратил внимание, что за девять месяцев 2016 года на низком уровне исполнены расходы на реконструкцию ГБУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» и пристройки к радиологическому корпусу на два каньона (40 коек). Освоение на уровне 7 процентов: 16 из 233 миллионов рублей. При этом по плану сдается учреждение 15 декабря этого года.
Проект бюджета предусматривает увеличение расходов на 160 миллионов рублей (или на 31 процент) на капитальный ремонт Владивостокского цирка. Всего за период 2015-2017 годы на его обновление планируется направить 1,2 миллиарда рублей. При этом за 2015 год и девять месяцев 2016 года освоено всего 140,6 миллиона рублей.
«Сложившаяся негативная практика значительных вложений бюджетных средств в объекты строительства и капитального ремонта при неисполнении обязательств со стороны подрядчика стала возможной в связи с тем, что департаментом градостроительства Приморского края не обеспечивался должный контроль за эффективным и своевременным расходованием средств краевого бюджета», – говорится в заключении КСП.
В будущем году предусмотрено 300 миллионов рублей на строительство жилых помещений для детей-сирот. В этом году было выделено столько же, но за 9 месяцев исполнено менее 7 процентов от суммы (20,1 миллиона рублей).
– Необходимо отметить, что срок ввода в эксплуатацию шести трехэтажных 36-квартирных домов в Находке, Покровке и Тавричанке завершился 30 июля 2015 года. До настоящего времени ни одно из указанных строений не передано в собственность Приморского края, – сообщил главный аудитор.
Завершил доклад Дмитрий Виноградов мощным хаяттовским аккордом.
– В нарушение Градостроительного кодекса до настоящего времени не разработаны сводные сметные расчеты и объектные сметы по многофункциональным гостиничным комплексам, что не позволяет установить не только реальную потребность в финансовом обеспечении проектирования и строительства гостиниц, но и определить реальные сроки окончания строительства и ввода их в эксплуатацию, – сообщил он.
Проверка КСП установила, что генподрядчик – АО «Наш дом – Приморье» (100-процентным акционером является администрация Приморского края) за период 2014-й – 1-й квартал 2016 года выполнил строительно-монтажных работ всего на 110 миллионов рублей, при этом вложено средств краевого бюджета в размере 3,6 миллиарда рублей.
Кроме того, в 2015 году регион выдал НДП письменную гарантию на 1,2 миллиарда рублей под кредит в ОАО «Банк Москвы». Вернуть средства необходимо до 31 октября 2017 года.
Генподрядчиком строительства гостиниц привлекаются иные заемные ресурсы. На конец 1-го квартала этого года задолженность по кредитам составила 2,1 миллиарда рублей.
– Учитывая вышеизложенное, Контрольно-счетная палата Приморского края считает нецелесообразным дальнейшие капитальные вложения за счет средств краевого бюджета в уставный капитал АО «Наш дом – Приморье», – резюмировал аудитор.
Кого бы поставить в пример?
– Я слушаю историю о формировании бюджета на 2017 год. Такое ощущение, что мы идем в никуда, – поделился мнением депутат Константин Богданенко. – Наша стратегия – выжимать какие-то средства из федерального бюджета, чтобы было хотя бы не хуже, чем в прошлом году. Мы должны требовать от администрации края четкие ответы на то, как увеличить региональную часть поступлений. Выжимать федеральный бюджет – тоже важная, но вторичная задача, – добавил он, подумав.
Директор департамента экономики и развития предпринимательства Сергей Павленко решил ответить на, как ему показалось, системный вопрос так же системно. То есть без цифр, названий и умеренно размыто.
– В рамках прогноза, который использовался при формировании бюджета 2017-2019 годы, мы учли инвестиции и улучшение законодательства и инвестиционного климата в Приморском крае, – произнес он уверенно. – Привлечение инвестиций ведется несколькими методами. Во-первых, это специальные налоговые режимы: свободный порт Владивосток и территории…
– Можно конкретно? – перебил Галуст Ахоян, не дав закончить чиновничью мантру «опережающего социально-экономического развития». – Законы мы и сами знаем.
– Создаются новые производства и новые рабочие места, причем более качественные, чем ранее, – перешел Сергей Павленко с чиновничьего языка на человеческий. – Пример – игорная зона. Создано 1200 рабочих мест, с которых уплачиваются все налоги и взносы. Во-вторых, инвесторы обеспечивают качество человеческого капитала – тренингами, обучением и т.д.
Депутат Владимир Беспалов высказался в том плане, что вложенные краем миллиарды рублей в игорную зону не приносят ощутимых поступлений в бюджет. Налог на игорную деятельность в этом году составит 130 миллионов рублей, но в следующем заложена уже меньшая сумма. На что ему оппонировал коллега Игорь Чемерис. По его словам, инвесторы вложили намного больше миллиардов рублей в этот проект и очень трепетно относятся к словам и поступкам местных политиков.
– За нами наблюдают люди с Гонконгской биржи, – почти мечтательно произнес депутат.
Радостно было видеть, что дух дискуссии и борьбы, хотя бы и риторический, еще не выветрился из нового созыва ЗС ПК.
Большая тайна
Тем временем Сергей Павленко продолжил рассказ об экономике и новых возможностях.
– Налоговыми льготами на данный момент воспользовались две организации. Одна из ТОР, другая – из СПВ. Сумма недополученных доходов, – тут директор департамента счел необходимым уточнить, – то есть инвестиционные проекты реализованы, и налоги платятся по льготной ставке. Так вот, по налогу на прибыль льгота составила 1,3 миллиона рублей. По налогу на имущество организаций – 4,3 миллиона рублей.
– Известно, кто конкретно эти два резидента? – поинтересовался Константин Богданенко.
– Мы не располагаем информацией в связи с налоговой тайной, нам надо будет системно проработать вопрос о том, как эту информацию выдать, – ответил Сергей Павленко, чем сразу вызвал негодование депутатов.
– О какой налоговой тайне вы говорите?! – возмутился Галуст Ахоян.
– Если бы я, работая в своей компании, поступал как вы, меня бы уволили давно, – сообщил Константин Богданенко, по совместительству директор по развитию компании DNS.
– Прошу прощения, не совсем правильно понял вопрос, – ретировался директор департамента экономики. – Вы имеете в виду тех двух, которые воспользовались льготой?
– Я имею в виду хоть кого-нибудь, – устало произнес депутат.
– Хоть кого-нибудь?! – радостно подхватил Павленко. – Пожалуйста! ООО «Сато», резидент ТОР «Надеждинская». В настоящее время в бизнес-плане предусмотрены инвестиции в размере 45 миллионов рублей.
– А сколько уже инвестировано? – поинтересовался Ахоян.
– Мы к этому заседанию информацию не запрашивали. Запросим и сообщим. При этом всего поступлений по резидентам ТОР и СПВ за десять месяцев 2016 года составило 400 миллионов рублей. Что почти на миллиард рублей больше, чем поступления за тот же период в 2015 году.
Последнюю строчку ему пришлось пояснить: в прошлом году было еще возмещение по НДС.
– Сколько совокупно инвестиций заложено в экономику Приморского края? – поинтересовался председатель бюджетного комитета Галуст Ахоян.
– Мы не готовили информацию по инвестициям, но подготовим и направим, – отчитался Павленко.
– Вот эта информация, которую мы заслушали, нам сама по себе не нужна, – подытожил депутат Геннадий Лазарев. – Надо вести речь о том, что дает предоставление льгот, оценить результаты, сделать выводы, правильно ли мы идем, разворачиваться или продолжать в данном направлении. Но об этом сегодня речи нет. Есть какие-то почти анонимные данные о копеечных налоговых льготах. Ну и что? Хорошо это или плохо? Сколько вложили, сколько получили? Это ни о чем. Просто трата времени и сотрясание воздуха.
Народные избранники пригласили представителей администрации края (вице-губернаторов и даже выше) на более предметный разговор по экономическому развитию региона. Проект бюджета, конечно, одобрили в первом чтении.
Сергей Петрачков
Источник: vladnews.ru
|