2-3 сентября текущего года Владивосток во второй раз примет Восточный экономический форум (ВЭФ) — второй "президентский" (после ПМЭФа) и единственный в своем роде на российском Дальнем Востоке. И если первому форуму власть отводила роль площадки для презентации новых механизмов развития Дальнего Востока, то на ВЭФ-2016 собираются продемонстрировать первые итоги их работы. По мнению опрошенных РИА PrimaMedia экспертов, Приморью и Дальнему Востоку в целом похвастаться пока особо нечем и ждать от предстоящего форума прорывных соглашений и притока инвестиций в регион не стоит — иностранные инвесторы все еще не верят в Россию, а условия ведения бизнеса в нашей стране по-прежнему далеки от идеала.
Между первым и вторым
Первый Восточный экономический форум прошел во Владивостоке с 3 по 5 сентября 2015 года. Мероприятие организовывалось в сжатые сроки, что повлекло множество досадных накладок, что вылилось в недовольство как российских, так и зарубежных гостей. Гости форума столкнулись с отсутствием мест в гостиницах, логистическими, организационными и другими проблемами.
Тем не менее, даже после всей этой неразберихи организаторы отчитались о подписании более 80 меморандумов и соглашений на общую сумму порядка 1,7 трлн рублей. 21 соглашение с отечественными и зарубежными компаниями, государственными и бизнес-структурами на общую сумму более 100 млрд рублей подписало Приморье, насчитали по итогам форума в приморской администрации.
После первого ВЭФа прошел год, но и этого периода не хватило для того, чтобы однозначно оценить эффективность подписанных на нем соглашений.
"Недавно задавал вопрос коллегам, что из этих (подписанных на ВЭФ-2015 — прим.ред.) соглашений работает. Оказалось, работают все, кроме одного. Проект самолетостроения не получил развития. Я не вижу в этом ничего страшного, такое бывает, главное, обсудить и принять правильное решение", — рассказал в недавнем интервью РБК полпред президента в ДФО, вице-премьер правительства РФ Юрий Трутнев, добавив, что главной задачей форума был показ возможности регионов Дальнего Востока и тех новых механизмов экономического развития, которые только начинали внедрять в макрорегионе — территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток.
По информации полпреда, за год в ТОРы и СПВ уже вложено 600 млрд рублей, 51 новое предприятие планируется к запуску уже в этом году, а всего ведется работа по созданию на Дальнем Востоке 300 предприятий. В 13-ти дальневосточных ТОРах приступили к работе 72 резидента, 60 инвесторов получили документы на работу в рамках Свободного порта Владивосток.
О реализации достигнутых на первом ВЭФе договоренностей в Приморском крае в интервью ТАСС рассказал губернатор Приморья Владимир Миклушевский.
"В несколько этапов реализуются самые крупные проекты: у компаний "Грин Агро" и "Мерси Трейд", о которых мы с вами говорили. Реализуется соглашение о создании комплекса для аукционной торговли рыбной продукцией с компанией "Дальневосточный аукционный рыбный дом". Сегодня уже открыта аукционная площадка, реализовано продукции почти на 84 млн рублей. На 2018-2020 годы компания запланировала строительство рыбоперерабатывающего завода. Планируемый объем – 500 тысяч тонн продукции в год. Активно строится профессиональная трасса "Приморское кольцо", открылся первый в регионе складской комплекс класса "А" "Авиаполиса Янковского", резидента Свободного порта. Его загруженность уже составляет более 95%", — рассказал глава Приморья, отметив, что все подписанные соглашения подразумевают реализацию довольно масштабных проектов и за год невозможно оценить их эффективность.
По мнению доктора экономических наук, профессора, академика Международной академии наук высшей школы Виктора Белкина, год — слишком мало, чтобы делать какие-то выводы о жизнеспособности подписанных на нем соглашений. По словам эксперта, надеяться на то, что после ВЭФа Дальний Восток "расцветет и запахнет" не стоило, а сам форум — всего лишь часть рутинной работы государства по продвижению своих экономических интересов в Азии.
— Первый ВЭФ был больше ознакомительным для инвесторов. Это нужно для нормальной работы в регионе. Страны Азии, с которыми мы собираемся работать, чьи инвестиции на Дальнем Востоке ждем, к быстрой работе просто не готовы. Такова азиатская бизнес-ментальность, они не принимают поспешных решений в том, что касается бизнеса и инвестиций. Поэтому, чтобы достигнуть успеха, нужно как минимум несколько лет с ними просто встречаться и общаться, что-то им презентовать, показывать, объяснять. В данном случае ВЭФ, как и саммит АТЭС, это часть PR-кампании нашего государства по продвижению в Азии, подтверждение "разворота на Восток". Азиаты же смотрят на то, изменились ли у нас условия ведения бизнеса, стали ли они лучше, понятнее, безопаснее. Подвижки есть, административные барьеры постепенно уходят. Но очень медленно, — говорит Белкин.
Первый блин вышел комом, говорит о прошлогоднем форуме, вспоминая многочисленные накладки, руководитель института подготовки кадров высшей квалификации Владивостокского университета экономики и сервиса (ВГУЭС), доктор экономических наук Александр Латкин. Но отмечает и его положительные стороны.
— В частности, те важные институциональные изменения, которые презентовали иностранцам год назад, действительно воплотились в жизнь: приняты законы о Свободном порте Владивосток, "дальневосточном гектаре", свободных портах Дальнего Востока. Это действительно очень важные и нужные региону решения, — считает господин Латкин.
Но есть и обратная сторона медали, добавляет он.
— Говоря о создании новых предприятий в ТОРах, свободном порту Владивосток, мы почему-то не говорим о том, что в том же Приморье 28% действующих предприятий убыточны. Казалось бы, после таких мероприятий как саммит АТЭС и ВЭФ должны расти инвестиции, а они наоборот сокращаются — это данные официальной статистики! С начала года инвестиции в основной капитал в Приморье сократились почти на 10% по сравнению с прошлым годом. Продолжается отток населения: за первое полугодие Приморье покинули больше 17 тысяч человек. А должен быть рост, иначе зачем мы все эти форумы и саммиты проводим?, — говорит Латкин.
Что ВЭФ грядущий нам готовит
По мнению организаторов, второй ВЭФ, должен показать, как работают на Дальнем Востоке те новые экономические механизмы, которые были презентованы инвесторам в сентябре 2015 года. Ожидается и подписание новых соглашений.
"Мы не уверены, что побьем рекорд (прошлого года — прим.ред.). Пока у нас твердых (соглашений — прим. ред.) получается около 900 млрд рублей. Есть еще большие сделки, если сложится, то цифра приблизится к 1,5 трлн рублей, но их еще нужно доработать", — поделился с РБК ожиданиями Юрий Трутнев.
По сообщениям пресс-служб региональных администраций и правительств, дальневосточные субъекты презентуют на форуме инвестиционные проекты, как уже представленные в прошлом году, так и новые.
Приморье, помимо продвижения возможностей ТОРов и Свободного порта Владивосток, представит на ВЭФе финансово-экономическую модель международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Сам проект МТК был презентован еще в прошлом году, но предстал перед инвесторами в сыром виде, без цифр и расчетов. На предстоящем мероприятии приморские власти обещают восполнить этот пробел.
Свои проекты на форуме представит и приморский бизнес. Сразу три соглашения с китайскими инвесторами планирует подписать на ВЭФ-2016 компания "Сумотори".
"С компанией "Тай Юань" мы планируем создать животноводческий парк в Шкотовском районе края, первая продукция поступит на рынок уже весной следующего года. Совместно с компанией JilinPengruiIndustrialGroupCo. Ltd мы намерены построить в Приморье завод по переработке вторичного сырья для производства упаковочной продукции. Это довольно крупный проект стоимостью более миллиарда рублей. Кроме того, мы планируем расширять производство Первого автомобильного завода FirstAutomobileWorks. Планируется, что в следующем году совместное предприятие начнет в Артемовском городском округе сборку грузовых автомобилей с пометкой в ПТС "Сделано в Приморье"", – сообщил генеральный директор ГК "Сумотори" Виталий Веркеенко.
Свои проекты инвесторам представят приморские компании ООО "Ханкайский агропромышленный комплекс "Грин Агро", Холдинг "Мерси Агро Приморье", ООО "Самарга-Холдинг", АО "Открытый порт Находка" и другие.
По мнению профессора Белкина, ждать от форума прорывных инвестиционных соглашений не стоит.
— Мы стремимся привлекать иностранные инвестиции, и это правильно. Но условия для этого на Дальнем Востоке еще не созданы. Даже Трутнев и его команда, которые очень хорошо работают, мало в чем на этом пути продвинулись. Бюрократия, коррупция, борьба ведомств — от этого очень трудно избавляться. К тому же, мы, к сожалению, не умеем работать быстро. Чтобы был результат, чтобы инвесторы к нам пошли, нужно существенно ускорить работу по снятию барьеров для бизнеса. Когда это произойдет, тогда и пойдут инвестиции. Когда иностранцы увидят, что у нас работать выгодно, они не заставят себя ждать. Но это произойдет не скоро. Пока же они с удовольствием подпишут очередной ни к чему не обязывающий протокол о взаимопонимании или меморандум о сотрудничестве, — говорит Виктор Белкин.
От РИА PrimaMedia отметим, что в ВЭФ-2016 примут участие порядка 2,5 тысяч человек. Среди которых будут делегации Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Вьетнама, Австралии, США, Сингапура и других стран. Форум посетят президент России Владимир Путин, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент Республики Корея Пак Кын Хе.
Источник:primamedia.ru
|