Спектакль Приморского театра Молодежи «Собачье сердце», который продолжает будоражить умы, в этот день приглашает всех желающих, сообщает DEITA.RU.
Впервые во Владивостоке был поставлен спектакль по одноименному произведению Михаила Булгакова «Собачье сердце». И, на мой взгляд, весьма символично, что это произошло именно в театре Молодежи. Ведь где еще, если не здесь, должно зарождаться что-то новое и интересное нынешнему зрителю? Пусть даже со времени событий и прошло сто лет, но от современного прочтения классического произведения не пахнет нафталином. Как вынутое в нужное время из бабушкиного сундука платье: оно, спустя век, может быть ультрасовременным.
Два часа на сцене – «бессмысленный опыт в 2-х действиях по повести Михаила Булгакова». Так авторы театрального действа представляют свое творение зрителям. Режиссер-постановщик: Герман Авеличев, художник по костюмам: Наталья Стороженко, художник по свету: Валентин Дрыгин, музыкальное оформление: Олег Криволапов.
Действующие лица и исполнители: Шарик / Полиграф Полиграфович Шариков – Павел Пятыров, Филипп Филиппович Преображенский – Анатолий Мягких, Иван Арнольдович Борменталь – Олег Демчук, Фёдор – Дмитрий Штанько, Зина – Анна Шевелёва, Дарья Петровна – Юлия Орышечко, Швондер – Николай Тирищук, Вяземская – Анастасия Федосеева, Пеструхин – Денис Лашко, Жаровкин - Владимир Мунько, Васнецова – Анна Проскокова.
Изначально замахнуться на произведение, всенародную славу которому принес одноименный фильм режиссера Владимира Бортко - если не геройский, но очень смелый поступок. В этом году фильму 30 лет. И на протяжении этих десятилетий он по-прежнему собирает миллионную аудиторию. Его давно уже разобрали на цитаты, которые стали поистине всенародными. А звездный актерский состав? Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Борис Плотников, Роман Карцев, Нина Русланова…
Итак, освежим в памяти сюжет знаменитой повести.
Все начинается с идей всемирно известного светила медицины – профессора Преображенского, который живет и работает в московской семикомнатной квартире на улице Пречистенской, 24. Именно здесь и зародилось великое открытие – создание нового человека. Впервые в мире эксперимент по пересадке гипофиза превратил бродячего бездомного пса Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, который поселился в профессорской квартире. Профессор вывел в свет человека нового формата, но жизнь оказывается сложнее любых представлений о ней. Филипп Филиппович Преображенский совершил прорыв в науке, который, однако, привел к неожиданным результатм: трансформации милейшего пса Шарика в настоящего монстра Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Про таких в народе не зря говорят: «Дашь мизинец, а они весь палец отгрызут».
Но автор
спектакля Герман Авеличев (это была его первая режиссерская работа) решил
посмотреть на известную и любимую миллионами историю с другой стороны. Публика
продолжает ходить на спектакль и
обсуждать постановку, которую
можно назвать настоящей удачей режиссера-дебютанта.
«Считаю, что для меня это хорошее начало, - рассказал в беседе с DEITA.RU режиссер Герман Авеличев, - я специально взял большой материл, чтобы можно было столкнуться со всеми трудностями, которые только возможны. Но такой путь поможет в дальнейшей работе.
Какая главная режиссерская идея постановки? «Собачье сердце – это спектакль-рассуждение о становлении и развитии личности. И не случаен эпиграф - выражение Карла Маркса о том, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении». Говоря проще, «с кем поведешься, от того и наберёшься». Вероятно, Шариков стал Шариковым, потому что у него «подобралась» такая компания. И как знать… Может, у него был шанс стать кем-то другим?..», - отметил режиссер.
Спектакль смог достучаться до зрителей всех возрастов. Герман Авеличев - сам актер, в работе над «Собачьим сердцем» проявил себя: написал инсценировку, сценографию. И представил приморской публике практически авторский проект – с личным видением происходящего. Спектакль «зацепил» зрителя: заставил думать, рассуждать и спорить.
Да-да, театральная полемика в последнее время ушла в прошлое, но именно она способна возродить былой интерес к театральному искусству, воспитать настоящих ценителей. И это, на мой взгляд, она из главных удач постановки на сцене краевого театра Молодежи. Пусть мнения у зрителей были разные: возрастной «ценз» менял восприятие, но прямого сравнения со знаменитым киношедевром советской эпохи удалось избежать. Это другое «Собачье сердце», другой Булгаков, другой профессор, Швондер и, конечно же, Шариков. Все в спектакле – в соответствии с ранее заявленным эпиграфом, и процесс трансформации «милейшего пса» в чудовище в виде Полиграфа Полиграфоича Шарикова становится естественным продолжением принудительного вмешательства в тайны природы.
Образ главного героя – Шарика/ Шарикова талантливо воплотил актер Павел Пятыров.
Все 120 минут на сцене – настоящее исследование «феномена бессмысленного опыта» и философии создания монстра. При этом режиссеру удалось сделать действие произведения, повествующего о событиях 1924 года, современным, понятным и юному зрителю.
Атмосферу тех лет органично создает музыкальное оформление спектакля. Звучание патефона – неотъемлемого атрибута начала прошлого века, песни революционного времени – россыпью жемчужин, вплетаются в основную тему спектакля, собравшись в финале в ожерелье. Или в успешно пройденный этап компьютерной игры. Зрители собирают свой «пазл» для каждого времени – кому что понятно и интересно. Так, публика вместе с участниками спектакля, ищет свой ответ на вопрос. И именно продуманная режиссерская, актерская работа, сценическое и музыкальное оформление – все то, что зритель видит и слышит, делает его не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником. Ведь происходящее на сцене – весьма актуально. Знакомые образы нет-нет, да и промелькнут в реальной жизни. Вон профессор за соседним столиком в кафе, а это – Шариков (уж быстрее бы прошел мимо).
Надо отметить, что Герману Авеличеву удалось найти неизбитые и оригинальные приемы сценографии, которые мгновенно превращаются в операционную или позволяют "побродить" в голове профессора: познакомиться с его миром мыслей и попытаться понять гений медицинской науки.
Белый холст, на котором игра теней позволяет раскрыть невидимую суть, весьма удачная находка. Но здесь особое внимание пластике - одно неверное движение и весь сюжет рисунка смазан. В спектакле все органично, четко и ясно. Минимум декораций, но и они позволяют донести до зрителя все, что хотели сказать авторы.
Прекрасная
игра актера Павла Пятырова избавила режиссера от ввода в действие четвероногого
персонажа. В спектакле Пятыров играет две роли – Шарика и Шарикова и
справляется с этим блестяще. Эволюция преображения – превращения милого пса в
чудовище и обратный процесс передан на понятном для любого зрителя языке.
Актеры
создали и другие запоминающиеся образы -
доктор Борменталь (Олег Демчук), Швондер (Никколай Тирищук), товарищ Вяземская
(Анастасия Федосеева).
Профессор Преображенский в исполнении Анатолия Мягких - запоминающийся образ. Актер передал трагедию ученого, который мучительно ищет ответ на вопрос – стоит ли искусственно улучшать человеческую природу, что может принести обществу искусственное создание человека нового формата. Как выяснилось, эксперимент не принес ничего, кроме горечи и разочарования.
Сегодня, 13 декабря, когда в России начинается Год театра, спектакль «Собачье сердце» будет показан бесплатно, вход свободный.
Единый день открытия Года театра пройдет во всех субъектах России 13 декабря 2018 года.
ОБСУЖДАЕМОЕ
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
АКТУАЛЬНО
|