Злоключения ЭРА в Приморье продолжаются: пока официальный оператор наводит порядок в огороде агентов-установщиков системы, рядовые автовладельцы продолжают искать выход из длительного режима ожидания. Очередь на получение модуля подбирается ко второму десятку тысяч. Некоторые автовладельцы ждут обещанную ЭРУ почти полгода. Видимо, опасаются, что время ожидания, как в известной поговорке, перерастет в три года, многие закрывают глаза даже на заоблачные цены, стараясь урвать кнопку у спекулянтов. Объявления, содержащие «Куплю кнопку ЭРА-ГЛОНАСС. Дорого» уже мало кого удивляют. Смогут ли отдавшие десятки тысяч рублей за установку «чудо-кнопки» люди получить ПТС? Выиграет ли бой со спекулянтами АО ГЛОНАСС? Дождется ли приморское авто-сообщество улучшения ситуации с ЭРА? Подробнее в материале ИА «Дейта ру».
ГЛОНАСС решило всех убрать, и их осталось двое
Минувшая неделя завершилась новостью о том, что оператор системы ЭРА-ГЛОНАСС расторг договоры со всеми установочными мастерскими, кроме двух крупнейших - Сумотори и ВМР. Причина столь радикальных мер со стороны АО ГЛОНАСС кроется в недобросовестной работе дилеров. Терпение официального оператора системы переполнили вскрывшиеся факты перепродажи внутренних паролей, некорректного ввода данных о транспортном средстве в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", некачественной установки аппаратуры "ЭРА-ГЛОНАСС" и установки в нарушение временного порядка оборудования системами УВЭОС подержанных иномарок. В общем все то, о чем автомобильное сообщество говорит уже не один месяц. АО ГЛОНАСС обещает, что как только на его портале заработает улучшенный сервис, договоры с опальными установщиками будут сразу же перезаключены. А заодно и спекуляцию удастся пресечь. Правда, как это позволит сократить огромный дефицит модулей, следствием чего и стали спекулятивные действия некоторых установщиков, при этом не уточняется. Есть ли вообще в действиях АО ГЛОНАСС какая-то логика?
Ведь зачищая дилерскую поляну от фирм производящих установку систем, альтернативы АО ГЛОНАСС не предлагает. Оператор, конечно же, обещает, что это только на время. Но мы то прекрасно знаем, что в происходящем с ЭРА на территории Приморья нет ничего более постоянного, чем временное. Например, уже переросший в постоянный дефицит кнопок. На данный момент в очереди на право заполучить обязательную «кнопку» в Приморье уже находится порядка 18 тысяч заявок. Судя по всему, сокращение ей не грозит: поступающие от АО «ГЛОНАСС» терминалы - «капля в море» ввозимых из Японии автомобилей. Большое число тех, кто обещанных кнопок ждет еще с февраля. При этом, согласно июльскому графику поставок оборудования, в Приморье поступит лишь 5504 системы. Сможет ли это покрыть имеющийся дефицит кнопок - вопрос риторический. Но осилят ли хотя бы этот объем оставшиеся на плаву дилеры?
Не случится ли так, что к дефициту кнопок добавится еще и дефицит установщиков?
«Главная проблема образовавшейся очереди - в ее полной непрозрачности. Существует идея создания некоего общественного совета, который реально бы ее контролировал, через отдельный сайт, где невозможно было бы пропихивать машины, которые еще даже не куплены. Нужно определить внятный порядок становления в очередь: машина пересекла таможенный пост, тогда и включается в очередь на получение модуля», - считает депутат Думы Владивостока Андрей Галицких. - В текущем же виде она является условной. Более того, содержит коррупционный фактор, унижая людей, ждущих кнопку по несколько месяцев».
Хрен редьки не слаще
На фоне закручивания гаек для нерадивых дилеров от ГЛОНАСС довольно интересно выглядят возникшие случаи самостоятельной покупки "кнопок" напрямую с завода. "Раз вы не можете обеспечить необходимое количество модулей, тогда мы их закажем сами", - логично посчитали некоторые автовладельцы. И начали обращаться в ЗАО «Сантэл-Навигация» (Москва) - производителя сего чудо-прибора. Дальневосточной таможне оказалось все равно, где и у кого были приобретены "кнопки". Главное, закон не нарушен, поэтому, как говорится, "вот вам ПТС - получите-распишитесь". Впрочем, по мнению ряда авто-экспертов, подобные прецеденты, когда краевая таможня выдает ПТС на подержанные авто с модулями, купленных не у официальных агентов компании-оператора АО ГЛОНАСС, а напрямую с завода-изготовителя устройств, особо не изменит печальное положение ЭРЫ в Приморье: ни с дефицитом, ни со случаями спекуляций.
Сам по себе заказ «кнопки» с завода возможен, однако, получив терминал, автовладельцу необходимо позаботиться и о его установке. Приморцам придется делать это «кустарно», либо обращаться все к тем же «официальным представителям», а их осталось двое. Впрочем, как показывает практика, последний способ вовсе не гарантирует качество установки. По большому счету, случаи приобретения «кнопки» у изготовителя, применительно к приморской специфике, не имеют никаких последствий. Более того, попытка сэкономить на самой кнопке не гарантирует дешевизны ее установки. При этом возникающие рассуждения о возможности заказать «ЭРА» с завода не затрагивают сути «кнопочной» проблемы. Приобретение терминала — только вершина айсберга.
Все дело в том, что согласно существующим нормам законодательства, а именно ФЗ № 395 – устанавливать системы и устройства ЭРА-ГЛОНАСС могут только на заводе-изготовителе транспортного средства. То есть любая установка «ЭРЫ» может производиться строго в заводских условиях, что, в принципе, логично, поскольку в случае вмешательства третьих лиц в «мозг и тело» автомобиля и вживление в него инородных предметов автоматически возникают сомнения в надежности и безопасности дальнейшей эксплуатации автомобиля. Право производить установку кем бы то ни было еще законом просто не предусмотрено.
Таким образом, приобретение кнопок у производителей вовсе не является панацеей для приморских автомобилистов, поскольку не решает основное юридическое несоответствие — незаконность применения так называемого «временного порядка» на территории края. Как следствие, все остальные действия, связанные с применением разработанного АО ГЛОНАСС сводом неписанных правил, ставят под большое сомнение правовое обеспечение заключаемых сделок по установке ЭРА-ГЛОНАСС на транспортное средство в принципе. Заключены они с официальными представителями или подпольными — сам предмет заключения договора не имеет оснований, следовательно, и гарантий.
Самое главное, что у приморских автовладельцев, не важно, приобрели они терминалы на заводе или у «перекупов», отсутствуют элементарные, подкрепленные правовой базой юридические гарантии.
«Происходящее с ЭРА-ГЛОНАСС демонстрирует создание правового нигилизма. Когда принимаются непродуманные решения, а фактическая реализация этих проектов запущена и не выстроена. Ситуаций, когда лошадь бежит перед телегой – быть не должно», - говорит Андрей Галицких.
«Порядка полугода мы говорим о том, что федеральный закон не соответствует сложившейся обстановке и нарушает права граждан, но оператор не предлагает внесение изменений в закон, а происходящее сегодня в Приморье законом не предусмотрено. С одной стороны, временный порядок решает проблему, но с другой - завтра кто-то из законодателей или контролирующих органов встанет не с той ноги, и скажет: «А ну-ка, все аннулируйте!» - говорит эксперт в области автомобильного законодательства Александр Шакуро.
Ярчайший пример — абсолютно не противоречащий закону ввоз конструкторов. Как только чиновники «прозрели», вполне легальные поначалу действия вмиг объявили «вне закона».
«С момента внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС прошло уже полгода, но никто так и не говорит о том, сколько человек все-таки спасено? Какая эффективность системы с точки зрения безопасности? Сколько денег получено и затрачено от ее реализации? Создается ощущение временности и непостоянности происходящего. Может получиться так, что люди приобрели обыкновенную «пуговку», заплатив немалые деньги. Существует риск, что ЭРА-ГЛОНАСС не только работать не будет, но и вовсе будет аннулирована», - предполагает Галицких.
Рассматривать же ситуацию с приобретением «ЭРА» у изготовителя как способ быстрой выдачи ПТС таможней не совсем корректно. Ведь действия последней изначально весьма ограничены. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, в части, касающейся особенностей перемещения товаров для личного пользования - находящихся в собственности или владении физического лица, перемещающего транспортное средство через границу исключительно в личных целях, а не для коммерческих, не применяются меры тарифного и технического регулирования. Это подтверждает и приводимая экспертом недавняя судебная практика. Так, согласно апелляционному требованию Брянского областного суда от 24.02.15 №33-368/2015, указано, что «при таможенном декларировании ТС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предоставление таможенным органам документов о соответствии паспортных средств техническим регламентам или сведений о таких документах для получения паспорта не требуется. Кстати, безоговорочное исполнение и применение в своей работе придуманного коммерсантами некоего соглашения (временного порядка) и почему оно, а не федеральное законодательство, является правилом, обязательным к исполнению, вызывает большие вопросы. Впрочем, дать ответ на него таможня, в лице ее Дальневосточного управления, так и не смогла.
Долговременный порядок
«В автомобильном сообществе Приморья сегодня преобладает два мнения. Первого придерживается большинство автолюбителей, о том, что установка должна быть все-таки добровольной. Среда автодилеров менее категорична, но она устала находиться в правовом вакууме, не понимая, где закон начинается и где он заканчивается. Бизнес желает только одного - чтобы «временный порядок стал законным и был соответствующе оформлен», - говорит Галицких.
Таким образом, пока появляются прецеденты и придумываются обходные пути (еще раз: действия, производимые в рамках и на основании «временного порядка», формально не имеют законного обоснования), якобы позволяющие "разрулить" происходящий с ЭРА-ГЛОНАСС в Приморье юридический бардак, с февраля так и не разработаны и не внесены необходимые изменения в законодательство. Именно последнее могло бы стать первым шагом не только в наведении порядка в применении «ЭРЫ» в Приморье, но и решением постоянно сопровождающих ее проблем и скандалов. За прошедшее время с начала 2017 года ЭРА-ГЛОНАСС продолжает восприниматься большинством приморцев как чуждый, вредный и навязанный элемент. Подтверждением чего служат непрекращающиеся митинги и пикеты. Вместо внятной, четкой стратегии по внедрению ЭРЫ в приморские реалии, мы видим, как основной оператор системы, от случая к случаю, ведет бой со спекуляциями и дефицитом.
Ни массовая скупка кнопок напрямую с завода, ни уж тем более списочек придуманных на скорую руку действий от АО ГЛОНАСС не позволяет решить не только проблему законности установки ЭРА-ГЛОНАС на автомобили в Приморье, но и сопутствующие: дефицит кнопок, случаи спекуляции, завышение стоимости, некорректная работа устройств, либо полное ее отсутствие. Не стоит забывать, что порядок АО ГЛОНАСС все же «временный», но, судя по всему, грозит стать постоянным для приморских автовладельцев.
ОБСУЖДАЕМОЕ
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
АКТУАЛЬНО
|