В ближайшее воскресенье, 6 ноября, одна из крупнейших теплоэлектростанций в Приморье – Артемовская ТЭЦ (Артем, Каширская, 23) – отметит свой 80-летний юбилей. В преддверии большой даты корреспонденты VL.ru увидели, чем сейчас живет станция и как в ее стенах рождаются электричество и тепло, согревающие весь Артемовский городской округ.
Сегодня Артемовская ТЭЦ потребляет полтора миллиона тонн угля в год, а зимой – 6 тысяч тонн в сутки. Она работает и с дальнепривозным (Сибирь), и с местным горючим ископаемым (Липовецкий угольный разрез). Появление этого крупного предприятия стимулировало создание в Приморском крае единой энергосистемы, и, наконец, именно эта станция стала первой в крае работать на отечественном оборудовании.
ТЭЦ сегодня
Электрическая мощность Артемовской ТЭЦ на данный момент составляет 400 мВт, что позволяет ей снабжать электроэнергией почти весь городской округ, включая промышленные предприятия и социальные объекты. Тепловая мощность – 297 Гкал в час, она идет по нескольким направлениям: поселок Заводской и тепличный комбинат «Дальневосточное», поселок Артемовский и сам город Артем.
Такие показатели обеспечиваются работой четырех турбоагрегатов, имеющих номера 5, 6, 7 и 8. Первые три в данный момент полноценно функционируют, а 8-й находится в резерве после ремонта. Помимо прочего, из восьми котлоагрегатов сейчас работают шесть, то есть станция загружена примерно на 70 процентов мощности. 5-9 ноября плановый ремонт завершится и на остальных котлах, и ресурсы ТЭЦ будут использоваться максимально, всем составом оборудования.
Чтобы пройти по гостевому маршруту на территории станции, сначала нужно прослушать инструктаж по технике безопасности. Его проводит специалист по охране труда Наталья Ищенко, добавляя – «... вредные факторы за кратковременное посещение (10 минут) ни на ком не сказываются. Это проверено во время аттестации рабочих мест». На всякий случай, но все-таки в обязательном порядке, здесь выдают каски, а значит, можно отправляться изучать цеха.
Съемочной группе VL.ru с экскурсией помог заместитель главного инженера по эксплуатации Сергей Сериков, первым делом направившийся на главный щит станции, где дежурный электромонтер осуществляет надзор за режимом работы основного оборудования. Этот специалист контролирует выполнение графика режима нагрузок и напряжения и дает команды всем тепловым щитам. Из электроцеха он взаимодействует со всеми другими основными подразделениями: цехами топливоподачи, котельным, турбинным, химическим, теплоавтоматики и измерений. А вообще оперативный персонал подчиняется начальнику смены станции, который и отвечает за весь процесс в целом.
Следующей остановкой становится старая очередь, где раньше были турбины. Точнее, конкретно здесь была только одна — Mitsubishi: она досталась станции по контрибуции после окончания Второй мировой войны и была установлена в 1946 году. Демонтировали ее в 1980-х вместе с другим устаревшим оборудованием, поэтому нынешняя первая турбина обозначается номером 5. Сейчас в этом месте расположилась ремонтная площадка турбинного цеха, но со стены на работников все так же строго смотрит с полотна Сергей Киров.
Чуть дальше, в другой части здания, вовсю работают турбины 5 и 6. Рядом с ними жарко и очень шумно — множество вспомогательного оборудования и датчиков наглядно демонстрируют сложность работы. Выглядит массивно и впечатляюще, особенно с учетом того, какой длинный и сложный исторический путь уже прошла электростанция.
Совсем рядом, практически за поворотом — тепловые щиты управления, в каждом из которых работают машинист котла и машинист турбины. Все процессы тут автоматизированы, и рабочая обстановка намного комфортнее — нет прежнего шума и вибрации. «Чтобы включить лампочку — не надо прилагать особых усилий, но попадая сюда, люди начинают представлять себе всю сложность процесса выработки электроэнергии», — отмечает, наблюдая здесь за заинтересовавшимися журналистами, заместитель начальника котельного цеха по эксплуатации Ринат Аскаров.
Результат работы турбинного цеха можно увидеть с улицы. С узкого металлического моста открывается вид на ОРУ — открытое распредустройство: напряжение в десять с половиной киловольт на выдаче с генератора перемещается в трансформатор, и после отправляется по высоковольтным линиям потребителям. Отсюда же открывается вид и на химический цех, где вся исходная вода, которая идет в котлы и турбины, проходит очистку от различных примесей — ее источником является Кучелиновское водохранилище. Именно с него вода самотеком за счет перепада высот спускается на гидроузел на реке Артемовка до ТЭЦ. После нагрева эта вода также идет в теплофикационную сеть.
Работу котла вблизи можно рассмотреть в котельном цеху. Здесь угольная пыль с помощью специальных приспособлений подается в топку. Благодаря восьми прямоточным щелевым и двум муфельным горелкам вода тут превращается в острый пар (540 градусов, 100 кг давление), который идет в турбину. Последняя вращает генератор, а тот уже вырабатывает электроэнергию.
Самым дальним является цех топливоподачи, куда по железнодорожным путям поступают вагоны с углем. Всем процессом выгрузки из специального помещения управляет машинист вагоноопрокидывателя. Отсюда топливо отправляется либо на резервный угольный склад, либо сразу на производство. Весь процесс выглядит очень масштабно.
Неподалеку от места выгрузки обычно стоят дробилки, а после уголь попадает в специальную мельницу — она похожа на вертящуюся цистерну со стальными шарами, которые мелят твердое топливо в пыль. Рядом, на улице, каждого окутывает невероятно легкое водное облако: циркулирующая по замкнутому контуру градирен вода сбрасывается внутри них с высоты и охлаждается, а ее испарение частично попадает в атмосферу, создавая эффект практически неощутимой мороси.
С этого места также видно размораживающую: зимой, когда уголь приходит сюда подмерзшим и не пересыпается как положено, именно сюда загоняют вагоны — благодаря горячему пару секции с углем отогреваются, охлаждаются и только потом разгружаются, начиная собственный «прометейский» путь.
ОБСУЖДАЕМОЕ
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
АКТУАЛЬНО
|