Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ), отвечающее за привлечение трудовых ресурсов, просит расширить список объектов для прохождения альтернативной гражданской службы и разрешить крупным предприятиям этих регионов принимать призывников к ним на работу. Речь идет о Приморье, Хабаровском крае, Магаданской области, Сахалине, Приамурье, ЕАО, Якутии, Камчатке и Чукотке, сообщает газета "Известия".
В агентстве считают, что за счет "альтернативщиков" можно решить сразу две задачи. Первая — привлечение рабочих рук туда, где их не хватает. Вторая — создание привлекательного предложения, по крайней мере, для части молодых людей, которое позволит им не только отдать долг Родине, но и остаться жить на Дальнем Востоке, что будет способствовать заселению и развитию этих территорий.
— Закон об альтернативной службе предусматривает возможность временного трудоустройства на социально значимые производства и в учреждения, а также на предприятия, подведомственные органам исполнительной власти. Преимущественно это учреждения здравоохранения, культуры, образования, сельскохозяйственные предприятия. Возможно также прохождение альтернативной службы в организациях Вооруженных сил Российской Федерации в качестве гражданского персонала, — рассказал "Известиям" первый заместитель генерального директора АРЧК ДВ Павел Игнатьев.
Агентство предлагает расширить перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, включив в него крупные производственные и оборонные проекты на Дальнем Востоке.
— Мы считаем, что это будет способствовать закреплению молодежи там, — рассказал Павел Игнатьев.
По его данным, сейчас немало ребят, отслужив в армии, домой не возвращаются.
Предложение направлено в Минтруд и обсуждается с военными. По словам сотрудников агентства, в Минобороны неофициально дали понять, что инициатива интересная и может быть поддержана.
Альтернативная гражданская служба длится 21 месяц, для гражданского персонала военных организаций она короче — 18 месяцев. Проходящий службу получает зарплату, имеет право на два отпуска, может учиться в вузе заочно или на вечернем отделении. Альтернативная служба является экстерриториальной, то есть призывника могут отправить куда угодно. Но на практике большинство служит рядом с домом.
В рамках нынешнего осеннего призыва ряды ВС России должны пополнить 152 тысячи человек, и лишь 600 (меньше чем 0,5%) из них выбрали альтернативную гражданскую службу.
Однако не все эксперты считают эту идею разумной. Работа на предприятиях Дальнего Востока, какой бы важной для развития этих регионов она ни была, не лучшая замена службе в армии, считает член комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуард Исаков.
— Развивать человеческий капитал регионам необходимо, но за счет собственного ресурса. Я уже не говорю о призывниках Дальнего Востока — если эта альтернатива будет предоставлена и им, то, боюсь, вряд ли мы их увидим в армии, — пояснил Эдуард Исаков.
Кроме того, полагает сенатор, альтернативная служба не должна подразумевать получение прибыли. Люди, которые по своим жизненным устоям и ценностям не могут взять в руки оружие, по его мнению, должны проходить службу в социальных учреждениях, безвозмездно помогая пожилым, инвалидам, а не работать на каких-то предприятиях, возможно, даже частных, которые приносят доход владельцам.
Предложение о прохождении гражданами альтернативной гражданской службы в коммерческих промышленных организациях вступает в противоречие с концепцией Федерального закона № 113-ФЗ, заявили "Известиям" в Минтруде.
— Проблема кадрового обеспечения подобных организаций должна решаться иными, преимущественно экономическими методами, в том числе путем создания привлекательных условий работы в данных компаниях, — сообщили в ведомстве.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении работа на стратегически важных предприятиях Дальнего Востока выглядит не менее полезной, чем ряд других занятий "альтернативщиков" К примеру, в рамках осеннего призыва 150 российских призывников пройдут гражданскую службу на "Почте России". Они будут работать почтальонами, операторами связи, грузчиками и водителями.
Однако ставка на патриотизм — неплохая идея, которая успешно работала еще в советское время, считают в АРЧК ДВ.
— Патриотический призыв всегдаможно использовать, и конечно, сегодня тоже есть люди, которые поедут на Дальний Восток за романтикой, — считает Павел Игнатьев. — Но глобально идея состоит в том, чтобы показать макрорегион с точки зрения возможностей для человека. Здесь сейчас реализуются проекты, масштаб и перспективы которых дают исключительные возможности для профессиональной и карьерной самореализации.
По его словам, главное отличие этих инструментов развития в том, что они привлекают "действительно заинтересованных людей, готовых жить на Дальнем Востоке, а не просто приехать за "длинным рублем". Летом на заседании правления организации "Российские студенческие отряды" уже предложили придать Дальнему Востоку и реализуемым здесь проектам статуса всероссийской студенческой стройки. Пока этот вопрос находится в стадии обсуждения.
До конца 2016 года на предприятия Дальнего Востока нужно привлечь 4060 человек. В 2017–2018 годах — 11-18 тысяч человек. По плану, до 2025 здесь будет создано более 80 тысяч новых рабочих мест, которые необходимо обеспечить качественными кадрами.
Конечной целью демографического развития Дальнего Востока является стабилизация численности населения на уровне 6,2-6,3 млн человек к 2020 году и обеспечение условий для ее дальнейшего роста на основе устойчивого социально-экономического развития регионов до 8 млн человек к 2030 году.
Источник:
primamedia.ru