Виктор Лепский организует во
Владивостоке маркеты CREATIVESPOT уже в течение пяти лет.
И на каждом таком мероприятии он всегда находится в центре событий, а потому найти время, чтобы поговорить с ним, бывает нелегко. Вот и на первом уикенде новогодней ярмарки побеседовать с ним удалось лишь ближе к вечеру, когда продавцы уже подсчитывали выручку, а команда CREATIVESPOT морально готовилась ко второму этапу ярмарки.
О баскетболе
Когда меня в мои 25 спрашивают, кто я такой, я всегда отвечаю: баскетболист. Баскетболист, который организовывает маркеты. У нас тренировки 6 дней в неделю, игры и прочее. По своему профилю я маркетолог, учился на политолога, но не стал получать диплом. Хотя знания получил хорошие и маркетингом занимаюсь давно. Диплом ничего не решает, работа есть, чем заняться есть. Все это стереотипы о том, что нужен диплом. Я до сих пор играю за ВГУЭС и провел там времени больше чем любой студент. И я много отдал ВГУЭСу, и он мне много дал.
Семья, баскетбол и CREATIVESPOT всегда были в моей жизни на первом месте, причем последние две позиции я оцениваю одинаково, и когда смогу состояться как спортивный менеджер и функционер, без зазрения совести передам организацию маркетов ответственному человеку.
О CREATIVESPOT
Проект CREATIVESPOT во Владивостоке начинался просто: мы хотели сделать веселое дневное мероприятие, которое на тот момент даже не задумывалось как маркет. После того, как мы его провели, я решил это дело продолжить. Сегодня я вижу, что оно приносит участникам и городу реальную пользу.
Никогда CREATIVESPOT не был способом по-быстрому срубить денег. Я всегда трезво старался оценивать то, что мы даем людям. Стоимость участия от этого отталкивалась. И как только становилось понятно, что по итогам маркета мы людям дали больше, чем получили сами – мы поднимали цену. У нас были эпизоды, когда мы, как организаторы, зарабатывали на пятерых пятьдесят тысяч рублей. Наши участники при этом уходили с выручкой в восемьдесят.
Полтора года назад мы переросли иллюзии на тему «давайте найдем спонсора, который поможет нам что-то купить». Мы осознаем, что столичные бюджеты сюда не доедут. Все что мы делаем — мы делаем сами. И тогда становится ясно, куда и как расти, чего ожидать и что делать сейчас. Уж лучше мы установим плату за место на две тысячи больше, и сделаем на эти деньги обалденный декор — и все участники нас поддержат.
Мы, наконец, смогли купить свое оборудование, шатры, о которых давно мечтали — и продолжаем поэтапно улучшать все элементы ярмарки. В ближайшее время планируем закупить собственную мебель (сейчас берем в аренду).
О партнерах
Важным для становления проекта считаю маркет на «Заре», за что хочу их поблагодарить. К тому времени я давно мечтал провести нечто подобное в помещении типа лофт. Мы разбили мероприятие на три блока: маркет, музыка, лекции. Помимо того, что эти три слова из шести букв круто смотрелись на афише, они еще и были отлично реализованы. Мы задействовали гигантское помещение, привезли 20 участников из Москвы и Санкт-Петербурга. В первый день провели ярмарку, во второй — фестиваль дальневосточных групп, в третий — лекции. Тогда во Владивостоке впервые прошел лекторий в формате «edutainment», т.е., не только образовательный, но и развлекательный.
И о нас узнали. Позже управление по делам молодежи администрации Владивостока пригласило нас поучаствовать в большом городском празднике — Дне молодежи, — за что им тоже хочется сказать «спасибо».
Для нас этот это всегда было чем-то большим, чем просто способом заработать. Наш проект можно охарактеризовать фразой: «делай, что нравится, и все получится».
Об участниках
Поначалу было опасение, что мастера, представлявшие традиционные ремесла, не соответствуют нашему формату. Но с ростом масштабов ярмарки я понял, что и этих людей нужно приглашать, и только потом — делать выводы. Бывает, что такой мастер не находит здесь свою аудиторию и не хочет меняться — больше он к нам не вернется. А может, наоборот, в свои почти 50 завести обалденно красивую страницу в Instagram и начать развивать бизнес, глядя на других. Благодаря маркету эти люди реально меняются, познают современное искусство продаж, дизайна и упаковки своего бренда.
Например, Евгения Здоровенко. Она возрастом как моя мама. Спустя четыре маркета я смотрю ее инстаграмм, и не перестаю удивляться. Евгения делает достаточно стандартный скрапбукинг, но она познала дзен современных продаж, дизайна и упаковки своего бренда. Это кайф, и это радует. Хочется, чтобы у наших мастеров был вкус.
В качестве примера тех, у кого это получается с самого начала, могу привести проекты «Дефриз» и «Тайга внутри».
Также можно вспомнить реальные истории людей, которые начинали на CREATIVESPOT, до этого не имея предпринимательского опыта, и в итоге доросли до собственного бренда. Например, Игорь Карклин, который когда-то абсолютно не представлял, как именно продавать продукт своего труда. Мы посоветовали ему сделать деревянный стенд. Он начал экспериментировать — и сейчас уже производит собственное чистящее средство для кофе-машин. Человек осознал, что действительно может быть предпринимателем и работать на себя.
Осталась несбывшаяся надежда. Я думал, что спустя годы на маркетах будет современный дизайн, все на стиле, и мы будет ходить здесь и наслаждаться. Прошло пять лет. Как супер-креативных участников было 30-40%, так и осталось. Еще 60% — мирские, простые идеи. Радует другое – эти 60% очень изменились за прошедшие годы, выглядят круто. Влияем не только мы: влияет интернет, инстаграмм, весь мир. Сейчас даже шоколадки выпускают красивее, чем раньше. Наш вклад неоспорим, но я, к сожалению, не владею метрикой, которой это можно измерить.
Об Азии
Недавно я побывал на подобном мероприятии в Шанхае, и не увидел там ничего принципиально отличного от того, что организуем мы. Вообще, Азия — это та точка роста, которая взорвет все. Эту мысль высказал основатель арт-центра «Гаражи» (Санкт-Петербург) Савелий Архипенко: Владивосток способен соединить в себе потенциал Японии, Кореи и Китая. И в этом случае то, что мы будем генерировать здесь, станет экспортироваться на запад, а не наоборот.
В следующем году, надеюсь, получится заняться стратегическим направлением, в том числе, ориентированным на заграницу: из опыта скажу, что китайцам достаточно предложить сотрудничество, и они из любого города привезут множество дизайнеров, да еще и за свой счет. Просто надо, чтобы до этого дошли руки.
И еще я точно знаю, что сделаю одну вещь. У нас есть постоянные участники маркета, которые строят прекрасные стенды, улыбаются покупателю, выходят с ним на контакт — и имеют хорошую выручку. А есть новички, которые думают, что участвовать в маркете — значит, положить продукцию и смотреть в телефон. Так это, конечно, не работает. Мне всегда грустно за тех, кто делает классные вещи, но им не хватает умения общаться и правильно подавать свои товары. Поэтому для них я и хочу провести три лекции на тему участия в маркете.
О городе
Огромная проблема города – отсутствие нормальных площадок. Тут, в ТК Центральном, в плане декора, очень тяжело. Место очень уж характерное. Не представляю, сколько денег сюда нужно вложить. Я люблю свежие площадки, где только белые стены. Вот там круто дизайн делать. К сожалению, в нашем городе делать площадку, работающую в постоянном режиме, невозможно. Не выгодно, и не совсем та атмосфера будет. Делать же дизайнерский магазин мы пока не решаемся. Я разговаривал с «Фридом-стор», это настолько крутой дизайнерский магазин, что когда покупка пробивается на кассе, деньги автоматически перечисляются мастеру на счет. Это все чудеса автоматизации. По моим данным, сделать проект такого уровня у нас невозможно.
В бизнесе по продаже дизайнеров есть один бич: 95% магазинов не вовремя выплачивают или вообще не выплачивают деньги дизайнерам. Да и душевного запроса не было на такой магазин. Мы все по хип-хопу, и мы скорее сделаем какой-то стритовый фестиваль, с улицей, байками, татуировками, грилями, спортом. Нас к этому тянет, хотя маркеты мы реально делаем хорошо. Так получается, что мы, будучи брутальными мужиками, делаем маркеты лучше, чем манерные, потрясающие дамы. Все потому, что у нас подход очень простой. Мы, что бы ни делали, надо делать хорошо, или никак. Зачем за это браться, если хорошо не умеешь. Многие думают, что можно сделать наобум, и сойдет. Ничего подобного!
О себе
Когда мне было 19, я боялся в розовой шапке по улице ходить, боялся, что кто-то что-то скажет. А сейчас я знаю, я мужик, могу и по лицу дать, и на словах корректно объяснить человеку, что он не прав. Теперь я понимаю, что наконец повзрослел.
Качества которые приводят к успеху для меня просты. Я на всех лекциях говорю – бери и делай. Тут только одно «но». Нельзя просто брать и делать. Если у тебя дурной вкус, узкий кругозор, если ты не чекаешь интернет, чтобы знать, что современно, а что – нет, ты никогда не поймешь, говно твой проект или нет. Можно годами проект двигать, а он ерундовый. Важно развивать кругозор, быть самокритичным и объективным. А еще – честным с людьми, и все будет ништяк. Да можно и не спрашивать ничьего мнения, если не верите людям. Достаточно гугл открыть. Хочешь начать шоколадный стартап – смотришь в гугле и сразу получаешь вот такую планку. Детям говорю: мы – поколение гугла. Ищите в сети и на все ответ узнаете.
Даже вот ты бизнес-книги читаешь. Их нельзя читать больше трех лет. Спустя время ты понимаешь, что в истории всех успешных людей одно и то же все. Они делали, работали много, учились постоянно, и старались общаться с людьми, которые круче и могут больше. Вот и все. Ну, и удача очень важна. Не встреться я с Копыловой, ничего бы этого не было. Она уникальный человек. Я ленился, мне ничего не хотелось, она пинала, давай делать. В итоге получилось. И я проявил себя, как организатора. Может, это из детства, у меня папа режиссер. Все получилось. Случайности неслучайны. И не было бы ничего, если бы не набор всех этих факторов. Так со всем. Самое главное – то, как ты этими случайностями распоряжаешься.
Источник: primamedia.today
|