Киргизско-таджикский конфликт о спорных территориях повторяется почти ежегодно с той или иной степенью интенсивности. Но на этот раз это не просто кидание камней друг в друга или случайный выстрел из ружья. Весной 2021 года произошло настоящее приграничное боестолкновение, с обеих сторон применялась боевая техника, 33 тысячи эвакуированных из приграничных сел в глубь страны в ходе конфликта только с киргизской стороны.
Как рассказал директор Центрально-Азиатского центра наркополитики, специалист по региональной безопасности и наркотрафику в Центральной Азии Александр Зеличенко в программе «Азия. Большая игра» канала ITON TV, в зоне конфликта находится достаточно горная местность, в ней мало пригодной для сельского хозяйства земли и еще меньше воды. То есть, даже тяжелым декханским трудом что-то вырастить там очень сложно. Потому и уезжают оттуда люди на заработки, кто в Казахстан, а кто в Россию.
По мнению Александра Зеличенко, конфликт был заложен еще в советские времена, когда четко границу никто не определял – страна же одна. До сих пор между двумя государствами не проведена точная демаркация. И даже протяженность границ точно неизвестна – по одним картам 960 км, по другим картам – 990 км, смотря с какой стороны к этому вопросу подходить. Некоторые участки границы описаны, имеют заграждения, колючую проволоку, пограничные столбы – все, как положено. Но большая часть является проходным двором.
Например, на одном из участков, граница проходит прямо через огород одного из жителей приграничного села. Или в другом селе одна сторона улицы таджикская, а другая киргизская. Переселяться же в другие районы жители хотят не все, считая свое место проживания землей своих предков.
Сейчас же ситуация обострилась потому, что кроме экономических, политических объяснений – в этом году очень безводная весна. Потому и начались столкновения за эту воду, считает Александр Зеличенко.
Кроме того, как считает директор Центрально-Азиатского центра наркополитики, ситуацию использовали различные деструктивные силы для того, чтобы оптимизировать наркотрафик. «Это место сосредоточения всех зол, какие только хотите. Это и наркотрафик, и различная контрабанда, и незаконная миграция», - говорит Зеличенко. И как только начались движения по перекрытию границы, сразу начались провокации.
|